МБОУ "СОШ №39" г. Чебоксары

Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт https://school39.edu21.cap.ru/

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Идейно- эстетическое и жанрово- стилевое своеобразие прозы русских писателей Чувашии

Творчество русских писателей Чувашии занимает особое место в литературе нашей многонациональной республики и вызывает особый интерес и для читателей, и для литературоведов.

Что касается критического осмысления прозы русских писателей Чувашии, то на сегодняшний день мы имеем недостаточное количество работ для полного раскрытия этой темы. Тем не менее над  данной темой работали такие известные критики как Е. В. Владимиров, Г. Н. Волков, П. Маркин и другие.

Цели работы:

  1. Исследовать творчество русскоязычных писателей Чувашии, а именно: В. Захарова, В. Чаплиной, В. Ильиной, В. Бурнаевского, А. Чистякова,- показать воспитательное значение произведений русских авторов  Чувашии.
  2. Доказать морально- нравственный аспект воспитательного значения произведений русских писателей Чувашии.

Для осуществления этих целей предполагается решить ряд задач:

  1. Определить, какие критики занимались исследованием творчества русских писателей Чувашии. С этой целью ознакомиться с трудами критиков- исследователей.
  2. Выявить общее в творчестве русских писателей нашей республики, путем сопоставления их произведений исследовать различие их творческих методов.

Актуальность выбранной темы связана с теми глубокими качественными изменениями, которые происходят в жизни нашего общества. В последнее время важной особенностью духовной жизни нашей страны стало обращение к своему прошлому. В русле этого направления складывается многосторонний и пристальный интерес к проблеме развития традиций в искусстве (в том числе и в литературе). Проблема художественных традиций является одной из ключевых на современном этапе и потому, что именно переходные периоды обнаруживают интерес к подобного рода проблематике; в эпоху глобальных социально- культурных изменений возникает потребность определить свое место через сравнение с прошлым. Актуальность затронутой темы обусловлена теми переменами, которые происходят в самой художественной практике. Современное искусство дает новый импульс развитию теоретических исследований проблемы художественных традиций. В творчестве писателей стали ощутимы связи с прошлым, стремление провести ориентиры, порой уходящие в далекую историю. Все это формирует осознанный характер отношения к традициям в художественном творчестве.

Зарождение искусства слова любого народа, в том числе и чувашского, обусловлено его общественными и эстетическими потребностями. Чувашская литература всегда развивалась в неразрывной связи с историей и повседневной жизнью своего народа, опираясь на его вековую устно- поэтическую традицию, отражала особенности его образного видения мира. Вместе с тем в формировании и развитии чувашской литературы немаловажное значение имеют взаимосвязи и взаимодействия с литературой русского народа. Общение со словесной культурой другого народа давало чувашской литературе возможность использовать иной опыт и освобождало от поисков уже найденных способов художественного отражения действительности. В работе рассматриваются вопросы идейно- эстетических и жанрово-стилевых особенностях прозы русскоязычных писателей Чувашии на материале русскоязычной литературы чуваш. Актуальность обращения к произведениям русскоязычной литературы чуваш объясняется недостатком существующих представлений о состоянии чувашской литературы начала 20 века. Это касается, в первую очередь, той печатной литературы, которая создавалась и издавалась на русском языке и в силу этого долгое время не привлекала достаточного внимания исследователей.

Актуальность выбранной темы связана также с веяниями современной жизни, когда девальвированы морально- нравственные аспекты жизни, когда во главу угла ставится накопление материальных ценностей любыми средствами, когда кредо многих людей : «Цель оправдывает средства», произведения русских прозаиков Чувашии трактуют иную сторону жизни, морально- нравственную, душа человека, гуманизм, честность, порядочность. Их произведения как бы поддерживают читателя, утверждая, что материальные ценности- еще не все в жизни, а есть более значимое- душа человека, ее прекрасные качества.

Земля, расположенная между Волгой и Сурой в её нижнем течении, именуемая в народе Чувашский край или Чавашъен, стала матерью для чувашей, русских, мордвы, марийцев. Сама судьба определила этим народам жить в дружбе и согласии, сотрудничать и взаимно обогащать друг друга и материально, и духовно, и знаниями ремесел. Таким образом, исторически, условиями самой жизни обусловлено и сотрудничество местных русских писателей с чувашскими литераторами. Начавшееся в 20-х годах ХХ века, оно развивалось и крепло в процессе совместной работы в республиканских печатных органах, участия в деятельности ЧАПП, а позднее в Союзе писателей Чувашии, издания коллективных альманахов, журналов и книг в Чувашском книжном издательстве.

На всех этапах развития чувашской литературы русские писатели неизменно плечом к плечу действовали рядом с чувашскими литераторами, много сделали для развития национальной литературы и культуры. Их роль всё больше и больше сказывалась в литературной жизни республики. Творчество их неразрывно связано с жизнью страны и Чувашского края и отвечало требованиям времени. Оно развивалось в русле общего всесоюзного литературного движения.

Деятельность русских писателей Чувашии- весомый вклад в развитие культуры республики, в дело патриотического и интеранционального воспитания граждан. Но если освещению взаимосвязей чувашских писателей с русскими литераторами, приезжавшими из столицы и других областей, уделялось в печати некоторое внимание, то сотрудничество их с другими местными авторами совершенно выпало из поля зрения критиков и литературоведов. В плане решения этой проблемы в данной работе делается попытка литературного изучения творческой деятельности некоторых русских писателей, живших в республике, а также их роли в развитии межнациональных связей чувашской литературы.

В 60-70-х г.г. ХХ века в литературу Чувашии влилась большая группа молодых писателей. Этому во многом способствовало издание литературно- художественного альманаха «Дружба», на страницах которого увидели свет произведения таких писателей, как В. Захаров, В. Ильина, В. Бурнаевский, В. Чаплина, А. Чистяков и другие.

Виталий Николаевич Захаров внимательно присматривался к жизни своих современников в своих произведениях. Герои его повестей и рассказов- люди разных национальностей, профессий, социальных положений. Писатель хочет показать процесс становления личности, мужания характера человека при приобретении жизненного опыта, воздействия на него обстоятельств. В этой связи особенно интересна повесть «Пуд соли». Повествование в ней ведется от первого лица и  воспринимается оно как исповедь героя повести Васи Логинова, из которой узнаем, как не просто происходит его становление как личности. Писатель  избирает форму повествования – прозрение в сознании героя. Для героя повести «Пуд соли»- это осознание того, что «надо, чтобы сердца хватало на всё, для всех».

Значительным произведением В. Захарова является повесть «Железины». Если предыдущие произведения были посвящены изображению современной жизни, то «Железины»- предвоенный период. События в повести разворачиваются динамично. Писатель уделяет много внимания характеристике героев, используя прием контраста. В. Захаров передает время и место событий точно: места, где развертываются события- поселки и деревни Засурья. Жизнь деревни во всем многообразии писатель показывает через изображение людей, характеризующихся своим индивидуальным обликом, манерой говорить. Автор использует в речи героев лексику местного говора.

В произведениях Захарова психологическая жизнь героев предстает перед нами с удивительной полнотой. Прозаик обращается к приему диалектики души, к эволюции становлению внутренней и духовной «биографии» человека. В сюжетной жизни произведений большую роль играет и повествователь, который стремится отделить себя (как речевое повествовательное произведение) от героев. Сам же герой, требующий его изображения приемом диалектики души, часто принимает знаковый характер.

В повестях и рассказах В. Захарова «дистанция» между героем и рассказчиком, способы самостоятельного их развития принимают весьма своеобразные формы. Писатель помещает персонажей в определенную ситуацию, которая в какой-то степени  ему уже известна. Однако герой, начинающий жить в этой ситуации, в свои «владения» ни рассказчика- повествователя, ни писателя уже «не пускает». Все сюжетные, смысловые грани произведения сходятся к повествователю: он проявляет себя в предугадывании характера движения жизни, развития героя. Это вызывает вспомогательный характер диалектики души; события, о которых рассказывается в произведениях, наделяютяс свойствами особой приближенности к самому художнику. Объясняется это тем, что для Захарова важно ощущение слова как деяния: психологическая личностность слова героя сливается с публицистической направленностью и проповедностью авторского высказывания. Способы раскрытия духовного мира героев выступают как один из множества путей отображения жизни.

Со своими темами, красками, своим видением мира вошла в литературу Валентина Ильина. У этой писательницы своя манера повествования. В. Ильина стремится найти для этого такую форму, которая позволяет полнее реализовать авторский замысел.

В её произведениях рассказ о событиях легко перемежается лирическими описаниями природы, в сюжете её произведений имеют место вставные эпизоды, авторские размышления о времени и людях, воспоминания героев, раскрывающие их пройденный путь и жизнь деревни в прошедшие годы. В произведениях писательницы мы встречаем не только исключительно положительных героев, мы можем видеть в действиях героев и такое, что не приемлет наша мораль (например, образ Никитки из «Березовских соловьев»), видим и  стремление показать человека со всеми его слабостями и недостатками.

В рассказе «Березовские соловьи» В. Ильиной психологическими средствами обрисованы, к примеру,  Борис, Алена. Для Алены писательница изыскивает лирико- психологические средства, напевность речевого поведения, плавный ритм повествования. Для изображения Бориса потребовались романтические краски, яркий и порывистый темп речи. Однако Сергей и дед Терентий или Виктор Иванов («Годовщина»), Павел и Егор Тимофеевич («Медовый месяц») изображены публицистической палитрой. Здесь уже находим обращение к социально-философским размышлениям, политической фразеологии. Наряду с этим находим и авантюрно-смысловую сторону жизни героев, устремлений, поведения. Поэтому считать, что стиль- лишь «вспомогательное средство», быть может, и неоправданно: именно взаимодействие стилистико-смысловых сфер и поддерживает идею многоплановости анализируемых произведений, их жанровую новизну.

Своими произведениями В. Ильина осуждает людское равнодушие, мещанство, осуждает все негативное в человеческом характере, воспевает прекрасное в человеческой душе.

Валентина Семеновна Чаплина своим творчеством старается благотворно воздействовать на читателя. Основное идейно-эстетическое своеобразие её произведений выражено в теме нравственности, духовности. В. Чаплина  знакома нам своими поэтическими и прозаическими произведениями. Писала в жанре рассказов, статей, лирических репортажей. Один из последних сборников- сборник «Оглянитесь вокруг, пожалуйста!», в нем развивается тема ответственности, заботливом отношении людей друг к другу, любви, доброте. Раздел лирических репортажей- в них созерцательность соседствует с размышлениями о природе и человеке. После строк о родной природе, после бури чувств, восклицаний следует раздел статей- «Сердце солдата». Это впечатление писательницы от посещения Волгограда, Калинина. Переданы они в жанре реквиема.

Произведения В. Чаплиной имеют огромное воспитательное значение особенно для нынешнего поколения.

Особое место среди русскоязычных писателей занимает Валентин Григорьевич Бурнаевский. Писатель прежде всего стал известен, как маринист. Его первые творческие шаги начинались с рассказов о море. На это повлияла его служба на Балтийском флоте. Последние 40 лет своей жизни Бурнаевский посвятил изучению биографии героя Гражданской войны, уроженца Чувашии, В. И. Чапаева. Таким образом появились книги «В окрестностях Кондурчи», «Крылатый эскадрон».

Творчество Бурнаевского отличает особая тематика- историко-революционная. Эта тема связана с именами людей, известных нам по книгам, фильмам, и требует от писателя высоких патриотических чувств. В произведениях Бурнаевского события развиваются неторопливо, без суеты и напряжения. Но за этим мы видим сложные человеческие характеры, столкновение идей.

Проза русских писателей Чувашии обращается к приему психологизма, активно осваивает средства художественного публицистизма, онтологического и экзистенционального осмысления жизни. Образно воплощенная индивидуализированность героя, его мир как данность конкретно взятого человека отходят на второй план, уступают место человеку бытийному, онтологическому. Поэтому задачи создания характера героя не всегда могут быть увязаны со знаковым характером человеческих поступков и художественных ситуаций.

В произведениях русских писателей Чувашии отражение внутреннего мира героя или же несколько героев, общей психологической картины мира концентрирует в себе все основные признаки как познания жизни, так и её художественного воплощения и оценки. Порой здесь всё подчиняется задаче раскрытия внутреннего мира человека- развертывается в сюжет его точка зрения, переносится в его душу конфликт, в зависимости от его побуждений и наклонностей, его психологического поведения создается повествовательная модель произведения, определяется природа жанра. В силу этого герой прозаического произведения является не только образом человека, он выступает в ней как инструмент исследования жизни, как фактор оценки изображенной реальности, диагностируя и координируя также процесс воплощения замысла. Концепция такого героя в творчестве русских писателей Чувашии, характерологические свойства, вызванные к жизни его душевным настроем, картины мира, предопределенные его своеобразием в основном координируют динамику изменений эстетики писателей. В другого рода произведениях во главе угла могут выступать уже другие критерии, как-то: взаимодействие разных героев, изображенных различными способами и средствами повествования (например, через внутренний монолог, через косвенные приемы передачи точки зрения героя автором- повествователем), особая роль автора- повествователя, склонного увязать жизнь героя со знаковым характером осмысления им какой- либо ситуации и внутреннего мира. Это влияет и на особенность жанра.

Жанровым содержанием произведений русскоязычных писателей нашей республики подчас становится какой- либо способ раскрытия характера персонажа, психологического изображения жизни, увязки внутренних переживаний с внешней средой. Так возникают произведения- портреты («Оглянитесь вокруг, пожалуйста!» В. Чаплиной), произведения- монологи («Пуд соли» В. Захарова, «Власть земли» А. Чистякова), произведения потока сознания.

Как инструмент исследования жизни персонаж или же сам центральный образ сосредоточивают в себе принципы эстетического освоения реальности. Оценивая воплощенную действительность, писатели превращают их в ценностно- аксиологический фактор своей эстетики. Герои, выступающие ядром исследовательской концепции личности, во многом определяют и тип творчества художников. Это составляет содержательную сторону эстетической деятельности русских писателей Чувашии. Они реализуют свои возможности и в формальной стороне произведений, в частности, в повествовательной модели. Характер повествования в их прозе зависит от особенностей художественной типологии героев, ибо повествователи литературными героями «моделируют» человека и реальную действительность.

Но художники полностью и слепо не следуют за своими персонажами. Новизна героев говорит о том, что в литературе того периода приходили писатели с оригинальным для той поры мышлением и видением мира. Эти герои требовали особого способа изображения жизни. Свое понимание действительности и человека, принципы воплощения художественной идеи писатели вырабатывали в ходе творческого процесса, в преодолении сопротивления материала. Так формировалась самобытность индивидуального творчества.

Русскоязычные писатели Чувашии не пришли в литературу с готовой концепцией человека и действительности, не приступали к претворению своих мыслей в художественную действительность с готовой платформы. Обретение героев, обретение определенных принципов их изображения происходило в самом процессе воплощения. Так формировалось новое понятие жанра, рождались  новые герои, вырабатывалась новая повествовательная модель, возникло нетрадиционное осмысление уже известной коллизии.

Мир психологического повествования создается на изображении человека и действительности изнутри чьего- либо видения. Так Е. В. Владимиров отмечает, что повесть писателя В. Захарова «Пуд соли» построен на «художественном анализе внутренней эволюции характера, «биографии» заблуждений и обретений героя, на показе процесса становления личности» (7, 21). Это же свойственно повести «Медовый месяц» В. Ильиной. Каждый художник, однако, высказывает свое понимание героя и жизни. Для В. Бурнаевского характерен интерес к авторским переложениям точки зрения героя. Это же находим в рассказах и повестях А. Чистякова «Точка зрения», В. Ильиной «Березовские соловьи», В. Чаплиной «Оглянитесь вокруг, пожалуйста!». В.Чаплина, быть может, в силу большой приверженности к чувашской прозе использует жанр исповеди в этом сборнике, развертывает в сюжет исповедь главного героя- автора.

Способ раскрытия внутреннего мира человека расценивается как средство изображения человека (28,204). Между тем в прозе русских писателей Чувашии такие приемы, как внутренний монолог, психологический портрет, исповедь являются принципиально важными не только для лепки характера, но и для определения жанровой природы произведения, они придают своеобразный характер развитию конфликта, заставляют прозаиков создавать ту или иную речевую структуру произведения. К примеру, как повести- монологи можно охарактеризовать произведения писательницы В. Чаплиной «Бабушкины каникулы», «Оглянитесь вокруг, пожалуйста!», В. Захарова «Пуд соли», «Нюринге», В. Бурнаевского «Мундир адмирала».

Содержание психологического образа в них проникает во все поры художественной структуры, присутствует на уровне всех художественных поисков писателей; оно несет основную психологическую нагрузку в эстетике писателя.

     Большая  часть  жизни  Алексея Чистякова (1904-1983) прошла рядом с героями  его  книг, людьми  живописной  Сурской  долины. Писатель родился в селе Полянки, что  недалеко от Суры и её притока - полноводной  Урги не раз впоследствии любовно воспетых им в рассказах и повестях. Как и у всех крестьянских детей, детство будущего писателя прошло в родном селе, здесь он окончил церковно- приходскую школу. Затем для любознательного  мальчика открылись, хотя и не без трудностей, двери Ядринского реального училища.

     С 1920 года Алексей Чистяков в комсомоле, ведет активную общественную, культурно- просветительскую работу. Заведуя волостной избой - читальней, он выступает за нововведения в жизнь деревни, неутомимым пропагандистом новых форм труда и быта людей. Его фамилия начинает встречаться в Алатырской «Трудовой газете», где он в 1923 году опубликовал первое своё стихотворение « За сохой я ходил». Но по- настоящему его  влияние к творческой работе проявилось во время службы в Красной Армии в 1926-1928 годах, когда им было опубликовано более пятнадцати рассказов  в различных провинциальных  изданиях («Красноармейская  правда» (Смоленск), «Полесская  правда» (Гомель), «Красный черноморец» (Севастополь) и др.)

      С конца 20-х годов началась деятельность Чистякова- журналиста в газетах «Полесская правда», «Трудовая газета» и «Красная Чувашия», в которых печатались  его репортажи, очерки и фельетоны  за подписью – А.Далёкий.  А.Чистяков поработал и в области кинематографии, он автор сценария художественного фильма «Священная роща», рисующего первые шаги  коллективизации в Чувашии,  вместе с И.С.Максимовым- Кошкинским  участвовал в создании документального фильма «Рожденная Октябрём», посвящённого  успехам  республики  в строительстве нового общества. Как член русской секции ЧАПП, затем Союза писателей Чувашии А.Чистяков много делал  по развитию творчества русских писателей, живущих в Чувашии. Он заведует отделом литературы и искусства газеты «Красная Чувашия», пишет рецензии, очерки и рассказы, направляет  творческую работу русских авторов.

      Однако мирная творческая деятельность А.Чистякова, как и у многих, была прервана войной. Фронтовик Чистяков прошел боевой путь от Подмосковья до Праги. Старшина роты, заместитель начальника штаба  батальона, литсотрудник  дивизионной газеты «Вперёд» - таковы его боевые  должности на фронте, давшие обильный   материал для творческой  работы.

     А.Чистяковым  написано несколько рассказов и очерков о боевых подвигах  наших земляков. Это «Огненный мост», «За Днепром широким», «Юбилейный номер», «Две смерти Захара Ильича» и другие, которые подкупают читателя достоверностью показа батальных сцен, верностью деталей, психологической мотивированностью  действий героев.

      В книге «Горе на моторе»(1959) подняты актуальные для того времени вопросы колхозного строительства, когда прогресс в этом  деле связывался с отношением людей к труду, к своим обязанностям и общественному производству, а также  местом руководителя в хозяйственной деятельности. Писатель обличает консервативно мыслящих председателей колхозов(«Точка зрения») ,зло высмеивает своекорыстных бригадиров («Где собака зарыта») , а также людей, предпочитающих работать в личном хозяйстве, чем в колхозном(«Власть земли»), бюрократов, подменяющих живое руководство циркулярами («От всего сердца»). Излюбленным приемом Чистякова- сатирика является метод художественного контраста, т который помогал ему наиболее полно  раскрывать внутреннюю сущность действующих лиц. Очень часто он пользуется фамилиями- характеристиками (Мыторин, Верхоглядов, Сиднев и др.). Так, в рассказе «Полная луна» председатель передового колхоза Горелов противопоставляется Сидневу, колхоз которого всегда  на последнем месте. Если Горелов душой горит за дело, часто бывает в бригадах, в поле, в поездках, то Сиднев всегда сидит в конторе, мало общается с людьми, не вникает в особенности труда колхозников. Чистяков-сатирик открыто критиковал недостатки, прямо называл вещи своими именами, добиваясь тем самым публицистической остроты и действенности.

     Изображая деревенскую жизнь и отрицательные явления в ней,  А. Чистяков далёк от того, чтобы рисовать её всю чёрными красками. Писатель видит много добрых, душевно щедрых людей, которые украшают землю, облегчают жизнь её обитателей («Демьянов мост», «Зримые черты»,  «Люди и книги», «Парень в серой ковбойке» и др.).  Он показывает энергичных, деятельных руководителей колхозов, инициативных агрономов, знающих своё дело механизаторов. Следование жизни давало возможность писателю правдиво запечатлеть приметы и особенности времени, которое накладывало характерные отпечатки и на жизнь колхозов,  и на деятельность районных и областных организаций, и на понимание проблем сельского хозяйства.

    Излюбленным приёмом  А.Чистякова в изображении жизни села является метод художественного контраста. Он имеет место и в повести «Свежий ветер», где автор отражает события в сельской жизни в конце 50-х годов (семилетка, сеяние кукурузы, соревнование на звание «бригада коммунистического труда»). Писатель вскрыл порочность действий некоторых руководителей в колхозном движении, точно изобразил конфликт между своевольным председателем колхоза Яшмолкиным и колхозниками, бригадирами и парторгом.

     Более отчётливо кроме художественного контраста мы видим в повести «Крылья крепнут в полёте» (1965), где в центре внимания писателя два передовых колхоза в районе. Председатель колхоза «Восток» Бодров, человек волевой, хороший  организатор, но прижимистый и заносчивый хозяин, и собственник в душе, противопоставлен председателю колхоза «Дружба» Кузину, умеющему своевременно подхватывать всё передовое, перспективное, которого отличает душевная щедрость и широта взглядов. Противопоставление двух председателей помогает писателю глубже показать их характеры, раскрыть сущность их деятельности, решить нравственные проблемы. Как положительный герой выведен один из главных персонажей повести Вадим Теплов, приехавший в деревню после окончания сельхозинститута. С молодым задором принимается за работу Вадим Теплов, чтобы применить в деле свои агрономические знания. Он хочет доказать, что заброшенное Дикое поле, прозванное Пугачёвкой, можно заставить служить человеку. И это ему удаётся: Пугачёвка даёт урожай, подтверждая мысль, что руками человека преобразуется природа. Герой не боится трудностей, знает, где больше всего нужны будут его знания, его умение вести людей за собой.

     В последние годы жизни, в 70-80-х годах, А.Чистяков обратился к теме прошлого, воплощая её в документально-художественных и историко-художественных произведениях, имеющих большое познавательное и воспитательное значение. В основе повести «Заре навстречу» - воспоминания о далёкой юности автора, но в то же время это не только мемуары. В ней даётся художественное изображение сельской жизни, быта городского мещанства, провинциальной интеллигенции. В жанровом отношении «Заре навстречу» можно определить как художественно-документальную повесть-воспоминание.

      В повести «Заре навстречу»  А.Чистяков изображает события, происходившие в селе Полянки и в Ядринском уезде в начале двадцатого века и в первые годы Советской власти. Повествование ведётся от первого лица, что позволяет автору выражать своё отношение к событиям, к героям повествования. Много внимания в повести уделяется изображению жизни сельских ребят, их играм, их труду. Шаг за шагом писатель прослеживает формирование взглядов у молодёжи в условиях деревни накануне первой мировой войны и предреволюционного времени, в обстановке гражданской войны и развёртывающейся классовой и идейной борьбы в первые годы Советской власти.

     Повесть интересна и тем, что в ней нашли отражение эпизоды из жизни таких выдающихся людей, как доктор  К. В. Волков, сосланный за революционную деятельность в Ядрин, известный революционер-большевик И.Кадыков, помогающий утверждению Советской власти в уезде. Трогательное участие принимает  К.В.Волков в судьбе будущего автора книги, помогая ему поступить в реальное училище, и в пору учёбы в нём. Центром культуры в уезде рисуется реальное училище, где по вечерам ставились любительские спектакли, ставшие первыми шагами театральной карьеры народного артиста  СССР Н.Д.Мордвинова

     Писатель хорошо показывает роль сормовских рабочих Антона, дяди Васьлея, выходцев из деревни Полянки, в пробуждении сознания крестьянских масс, в борьбе с эссерами. Много страниц посвящено изображению  Кадыкова, его борьбе с врагами революции и контрреволюционной газетой «Сурский листок». В повествовании писателя чётко вырисовывается облик Кадыкова-борца.  « Как непременному  участнику всех тогдашних митингов и собраний, - пишет А.Чистяков,- мне много раз приходилось слышать выступления Кадыкова. Это был замечательный, вдохновенный трибун, каждое слово которого, как меч, разило врагов революции…»

     Документально- художественная повесть- воспоминание А.Чистякова знакомит  и с первыми шагами комсомола в уезде, с трудностями создания  его организации. В ней говорится о преследовании селькоров кулаками, саботировавшими  распоряжения Советской власти. Убедительны страницы, рисующие стремление молодёжи к знанию, её поисков своего места в строительстве новой жизни. Достоверностью описания событий в селе и в уезде, свидетелем которых был сам автор, повесть завоевала признание читателей.

     Книги Чистякова А.М. о прошлом, а также посвященные нашему времени при всех их издержках имеют познавательное  значение. Они сыграли свою роль действительностью  критических обличений и яркими образами положительных типов. 

          Особое место среди  русскоязычных писателей занимает Валентин Григорьевич Бурнаевский. Валентин Григорьевич считает себя чувашским писателем, хотя по национальности русский. Он в совершенстве выучил чувашский язык, произведения свои пишет тоже по-чувашски.

          Бурнаевский в своих воспоминаниях пишет: «Чтобы писать о В. Бурнаевском, нужно отметить одну особенность. Его поколение от других резко отличается своей «уникальностью», то есть трагичностью.

          Газета «Советская Россия» от 24 июня 1999 года, №85 (11828) писала: «Юноши 1927 года рождения в 1944-м призванные 17-летними в Красную Армию – «без вести» пропавшее поколение. Из 2.044.368 призванных на территории России их осталось в живых 70 тысяч, из них 5 тысяч прикованы к постелям …» (Автор Юрлов Василий Михайлович.)

          С того времени уже прошло 2,5 года. Значит, живыми остались ещё меньше.

          Как видно, чувашский писатель Валентин Григорьевич Бурнаевский относится именно к «без вести» пропавшему поколению.  Потому что юноши 1927 года рождения, последние призывники по закону военного времени, в ряды Советской Армии встали задолго до совершеннолетия. Лично мне 18 лет исполнилось только 28 ноября 1945 г., то есть через полгода после окончания Великой Отечественной войны. А ведь я в 1927 г. прожил всего-то 33 дня. Ведь я родился 28 ноября, т.е. в день рождения бомбардира Фридриха Энгельса (такая была у него военная профессия), соратника К. Маркса.

          Осенью 1944 года учился в 10-м классе Васильевской средней школы Кошкинского района Куйбышевской (ныне Самарской) области. Аттестат зрелости получил вместе с теми, кто в далеком 1944 г. ходил в 1-й класс. Потому что со школьной скамьи 10-й класс был призван в ряды Военно-морского флота, служил на боевых кораблях и в частях Краснознаменного Балтфлота, где я прослужил два срока срочной службы, откуда я приехал в мае 1951 г. в Чебоксары.

          Поэтому и неудивительно, что многие из нас имели всего-навсего один-два, три-четыре класса образования. Очень редко встречались  с образованием 5-7 классов.

          Вот почему среди нас вообще нет ни одного композитора, практически начисто отсутствуют также писатели, ученые. Среди моих ровесников нет ни профессоров, ни академиков.

          Правда, есть у нас в Чувашии исключительно талантливый ученый – академик и писатель Геннадий Никандрович Волков. Но он, еще раз повторяю, в свое время не был призван на военную службу. Притом, был издан приказ И.В. Сталина о том, чтобы учащихся 10-х классов не трогали, не тревожили: пусть спокойно продолжают учебу. Ведь стране всегда нужны образованные кадры».

          Несмотря на то, что Валентину Григорьевичу немало лет – в этом году он отличает свой 75-летний юбилей – он полон сил, бодрости, энергичен. Четырехстишие посвященное Бурнаевскому В. Г. Кузнецовым наиболее полно, объективно даёт характеристику его творчеству и биографии:

То тут, то там нога его,

Его литфронт – два фронта:

Дивизия Чапаева,

Корабли Балтфлота.

          Он не устает участвовать и в общественной жизни республики. Часто встречается с лидерами различных партий. Так, к его 70-летию он получил от Геннадия Зюганова почетную грамоту за большой вклад в развитие Чувашской литературы, активное участие в общественно-политической жизни.

          Встречался с А. Николаевым, Н. В. Федоров отметил его деятельность почетными грамотами.

          Бурнаевский Валентин Григорьевич родился 28 ноября 1927 года в с. Чувашская Васильевка Кошкинского района Куйбышевской области. Учился в средней школе. В 1944 году его призвали в армию. Валентин Бурнаевский был краснофлотцем, проходил службу на разных кораблях Балтийского флота, участвовал в поднятии утонувших кораблей, побывал во многих странах.

          Как грамотный, да к тому же знающий немецкий язык (в родном районе жили поволжские немцы), попал писарем в секретную часть газеты «Краснознаменный Балтийский флот». Время тогда было суровое. Прежде чем принять Бурнаевского в секретную часть, его проверяли много раз. Особисты зачастили к нему на родину, в Чувашскую Васильевку. Дома уже решили, что Валентин чуть ли не враг народа… Как тяжело было тогда, говорит один факт. Когда организовывали колхоз (первым председателем его был отец Бурнаевского), то решили: не надо называть его в честь живых. Живые могут потом оказаться предателями. Давайте назовём колхоз в честь мертвого героя – Чапаева!

          Так столкнулся Валентин Григорьевич с именем начдива. Кстати, из его родной деревни многие воевали у Чапаева, в том числе и троюродный брат отца Филипп Иванович Бурнаевский.

          Но всё выяснилось, и домашних успокоил сам Валентин, приехавший домой на побывку.

          Или ещё один случай. В 1948 году пленных немцев отправляли обратно в Германию. Тогда это было строго секретно. Быстро построили из досок трибуну, на которую вошли адмиралы, старшие офицеры. Самым крайним слева (по флангам стояли младшие чины) стоял Бурнаевский. Немцы, чеканя строевой шаг, проходя мимо трибуны, смотрели не на начальство, а на … Бурнаевского. Он единственный там стоял в матросской форме: бескозырке и тельняшке. Для немцев этот «русский матрос», наверное, и был самым главным на этом параде…

          И вновь любопытное пересечение с именем Чапаева. Любим линкором Гитлера (его ещё называли «карманным линкором» за малые размеры) был «Адмирал Шпее». Отбор на него был строжайший. И вдруг в начале войны выяснилось, что матросом на линкоре служит… бывший интернационалист из дивизии Чапаева. Матрос был тут же повешен на рее, а комиссию, разрешавшую ему плавать на «Адмирале Шпее», всю расстреляли. «Так ненавистно было Гитлеру даже упоминание о Чапаеве», заключает писатель.

          «Путевку в жизнь» дам известному чувашскому литератору сам легендарный Всеволод Вишневский, правда, после одного анекдотического случая.

          Служил Валентин Григорьевич старшим секретарем секретной части газеты балтийских моряков «Красный Балтийский флот». До этого прошел множество разных проверок на благородность. Удостоился похвалы от Вс. Вишневского Валентин Григорьевич совсем не по причине своей исключительной грамотности. Скорее наоборот.

          Всеволод Вишневский, ныне немного подзабытый – заменивший советский писатель, драматург. Автор известной «Оптимистической трагедии». Личность просто сказочная. Был он пулеметчиком Первой Конной, воевал вместе с Семёном Буденным. Участник пяти войн:        финской, испанской, Великой Отечественной. Поэтому похвала Вишневского, хоть и шутливая, молодого человека окрылила. А было это так.

          Заходит в служебку к Бурнаевскому ответсекретарь газеты, и лицо у него явно расстроенное.

          – Иди – начальство ывзывает…

          Пошел Бурнаевский к редактору. А там за столом, в гражданском, правда, сидит сам Всеволод Вишневский.

          – Ну вот и виновник явился, – недовольно объявил редактор. А Вишневский сидел-сидел и вдруг рассмеялся, молодо, весело, задорно.

          Оказывается, выписывая знаменитому драмотуругу командировочное удостоверение от военной газеты в Эстонию, в город Пярну, старший писарь немножко подзабыл географию, и вместо буквы «я» написал букву «ё»… Над бедным Вишневским, поехавшим не в тот город смеялась (а может, и крупно обижалась, кто знает) вся Эстония.

          –Ну ладно, –отсмеявшись, сказал Всеволод Вишневский.

          –У вас, мой дорогой, чудесная фантазия. Вы обязательно станете писателем!

           «После этих слов, – полушутя-полусеръезно утверждает Валентин Григорьевич , – мне ничего другого и не оставалось…»

          В общем, все эти события не могли не привести к тому, что Бурнаевский стал писателем.

          Мы знаем Бурнаевского и как писателя-историка. В его творческом багаже – 7 книг только об одном Чапаеве В. И., чью жизнь и биографию Валентин Григорьевич изучил до последнего документа. В написании помогали благодаря обширной переписке, консультировали, делились воспоминаниями 5 генералов и даже три Маршала Советского Союза.

          Писатель Валентин Григорьевич Бурнаевский прежде всего стал известен, как маринист. Его самые первые творческие шаги начинались с рассказов о море. На это повлияла, естественно, его служба на Балтийском флоте.

          Первые его рассказы «Знамя», «Боцман» и другие. В этих произведениях он отражает действительность, с которой он сталкивался сам.

Образы, отражает в этих рассказах, правдивые. Герои предстают перед нами как живые.

          В 1953 году Бурнаевский поступил в Литературный институт имени М. Горького на заочное отделение. Паралельно а с этим работает в редакции журнала «Ялав», работает там до самой пенсии. В это же время Бурнаевский много читает произведения таких известных маринистов как К. Стаднюк, А. Новиков-Прибой, Вс. Вишневский. Начинают выходить в свет его произведения, написанные о советских моряках. Друг за другом появляются книги «В море», «Морской дозор», «Крылатый эскадрон», «Море волнуется», «Мундир Адмирала».

          Писатель знакомит читателей о буднях и жизни, о любви и горестях, о героических буднях. Его герои – смелые, не боятся никаких трудностей, честны и чисты душой.

          Последние 35 лет Бурнаевский посвятил изучению биографии легендарного героя гражданской войны, урожанца Чувашии В. И. Чапаева. Таким образом, появились книги:                «О Чапаеве», «В окрестностях Кондурчи», «Крылатый эскадрон» и другие.

          Материал для создания повестей, очерков и рассказов трудолюбивый и неутомимый автор искал среди народа, в разных государственных архивах. К счастью, не только в стране, но и в нашей республике проживало много чапаевцев. Валентин Григорьевич с ними переписывался, встречался, записывал их воспоминания. Обширный материал ему предоставила дочь В. И. Чапаева, Клавдия Ивановна. Очерк «Кто такая Анка пулеметчица?» помогал писать генерал-чапаевец Даниельченко. А когда писал книгу «Летчики Чапаева» материалами ему генерал-лейтенант А. В. Беляков, который летал вместе с Чкаловым в Северную Амереку.

          Каждое произведение писатель готовил тщательно, досконально, проверяя документально факты. «Любую работу нужно выполнять аккурано», – говорит Валентин Григорьевич.

          Когда генерал-чапаевец А. В. Беляков прочёл переводы его рассказов, написал отзыв Бурнаевскому: «Дорогой товарищ Бурнаевский! Я не знаю чувашского языка, но то, что напечатано по-русски, дышит свежестью и талантливо обрисовывает образ Чапаева». Не это ли высшая оценка таланту писателя?

          Талантливый полководец Чапаев – всемирно известная личность. Он герой двух эпох, ведь и 4 Георгиевских креста, и одну медаль он получил, защищая Родину на первой Отечественной войне.

          Прекрасные качества Бурнаевского Валентина Григорьевича – это его скрупулезность, аккуратность, пытливость. Все написанное он сначала досконательно, до мельчайших подробностей, деталей проверял, сверял документами, только тогда отдавал в печать.

          Творчество Бурнаевского оличает особая тематика – историко-революционная. Эта тема связана с именами людей, дорогих нам, известных по книгам, учебникам, кинофильмам, ответственна вдвойне и требует от писателя высоких гражданских чувств, искренности, уважительного отношения к памяти революции.

          Собирая по крохам сведения о Василии Ивановиче Чапаеве, сверяя их десятки раз по архивным документам, В. Бурнаевский создал знаменитую серию невыдуманных рассказов о своем земляке, легендарном начдиве Чапаеве. Бесхитростно не манипулируя художественными приемами, Бурнаевский приоткрыл читателю новые штрихи биографии героя гражданской войны.

          Писателя волнует героическое прошлое нашего народа, его глубокий интернацонализм и преданность революции. Поэтому мы видим среди действующих лиц его произведений русских, чувашей, татар, башкир.

          Едва ли В. Бурнаевский преуспел бы в разроботке своей темы, если бы ограничил себя архивными данными, а не исходил сотни километров по местам боёв Чапаевской дивизии, проявил подвижничество в поиске живых свидетелей героического прошлого – саратников и боевых друзей В. И. Чапаева. Сотни писем, фотографий, подтверждающих тот или иной факт, стали основой для книги «Крылаый эскадрон».

          В произведениях В. Бурнаевского события развиваются неторопливо, без особой суеты, напряжения. Но за этим покоем мы видим сложные человеческие характеры, столкновения идей, страстей.

          Например, вроде бы нет ничего особенного во встрече Чапаева с первыми летчиками авиаотряда. Приехали авиаторы, пригнали два стареньких самолёта, доложили… Но из этого рассказа читатель узнаёт, что Чапаев В. И. не просто отчаянный рубака, признавший только кавалерию,а что уже тогда, когда зарождалась Советская власть, когда тачанки и кавалерия были ведущей силой, легендарный полководец предвидел значение авиации в будущем.

          Или взять его разговор с крестьянами, конкретными лицами, ещё живущими… Каждый из этих новелл раскрывает чапаевскую прозорливость, его тонкое понимание военных событий, умение выделить из общего конкретное, найти главную тему разговора, высветить по ходу разговора главную мысль…

          В «Невыдуманных рассказах» Бургаевский сумел показать начдива подлинно народным героем – мудрым, простым, доступным, бескомпромиссным с варгом.

          Заслуживает добрых слов и повесть лирико – приключенческого характера «В окрестностях Кондурчи».

          Повесть в своей основе тоже документальна, но при этом она не потеряла своих литературных достоинств.

          Автор взял небольшой период времени и между тем сумел подметить особенности тех беспокойных годин, героический подъём в народе, его веру в победу над Колчаком и сложеную классовую борьбу в деревне. Автор скупо, но довольно зримо показал сельскую богачку Эрнепи, рост самосознания крестьян – вчерашних бесправных, безземельных людей.

          В. Бурнаевский органически вписывает в ткань повести подлино исторические события и факты, связанные с именами Чапаева В. И., Фурманова Д. А., Исаева П., а также персонажей, которым пришлось так или иначе соприкасаться с легендарным начдивом.

          Мы видим, как растет революционная сознательность юного Кергури, его товарищей, радуемся военным успехам вчерашних безграмотных чувашских парней, улыбаемся смешным неудачам молодого красноармейца, веселым рассказам стариков… Отеческая забота начдива о Кергури и старых чувашах, пришедших к нему с жалобой, подкупают авторской искренностью и правдивостью.

          П. Сиркеев отозвался о творчестве Бурнаевского так: «Писатель по архивным материалам и изустным свидетельством восстанавливает неизвестные страницы леописи жизни народного полководца. И наверно, правильно, что он отказывается от литературных изысков, бесхитростно передавая первооткрытое».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вдохновенным певцом природы Засурья и деяний его людей был Виталий Николаевич Захаров (1941-1982). Родился он в чувашской деревне Средние Татмыши Канашского района в семье колхозника. Вскоре после его рождения родители переехали в Порецкий район, в тот его уголок, который в народе получил название Засурье. Здесь, в русской среде, проходили его детские и юношеские годы, что помогло ему в совершенстве овладеть русским языком и стать впоследствии русскоязычным писателем Чувашии. В 1957 году, после окончания Сиявской средней школы, началась трудовая деятельность В. Захарова. Он был бетонщиком на строительстве Братской ГЭС, заведующим клубом в родном совхозе «Засурский», учетчиком на ферме, механизатором. После службы в Советской Армии стал студентом пединститута в Чебоксарах, где по-настоящему увлекся литературным творчеством. Его первые стихи и рассказы печатались сначала в институтской многотиражке «Вузовец», затем в газетах «Молодой коммунист» и «Советская Чувашия». В 1968 году увидела свет первая книга рассказов молодого писателя «Сердце человека», затем вышли книги «Пуд соли» (1972), «Нюринге» (1978), «Бессонница» (1975), «Железины» (1981) и «Раскаты» (1984). Последняя книга вышла в Москве, в издательстве «Современник».

 О чем бы ни писал Виталий Захаров- о жизни ли студентов в городе, о буднях ли Советской Армии или о тружениках полей и заботах лесоводов- везде читатель встречается с разными по национальности людьми Засурья. Русские, чуваши, мордва и татары, живя бок о бок, делают общее дело: выращивают хлеб, охраняют и приумножают лесное богатство, обновляют свой быт, живут, породнившись друг с другом. Упоминаемые в его произведениях населенные пункты- Сиява, Гарт, Кудеиха, Кожевенное и другие- дают ясное представление о месте действия героев, о лесистом Засурье. События, описанные в большинстве его рассказов и повестей, происходят в селе Синявино, которое описано писателем так живописно, что читатель хорошо представляет и расположение улиц, помнит их названия- Линия, Поперечная, Заголиха,- знает и людей, в ней живущих. Они вошли в страницы его книг с их самобытными характерами, добрыми и плохими делами, повседневными бытовыми хлопотами, с трудной и неповторимой судьбой.

Первые рассказы и повести В. Захарова примечательны тем, что в них писатель внимательно присматривается к жизни своих современников, к их душевным порывам, ищет своего героя, свою манеру письма. Но одно для него неизменно: молодой писатель в своих произведениях идет не от литературы, а от жизни. В них всегда присутствует лично пережитое, прочувствованное, увиденное автором. Автобиографические моменты ощущаются почти в каждом его произведении. А это в свою очередь рождает в сердце читателя доверие к писателю, к его спокойному и задумчивому, а иногда страстному и взволнованному повествованию.

Писателя волнуют думы и чувства современников, людей своего поколения, их отношение к своему долгу, к призванию. Он любит показать процесс становления личности, мужание характера молодого человека в процессе приобретения жизненного опыта, воздействия на него обстоятельств. В этой связи особенно интересна повесть «Пуд соли», одно из первых его крупных произведений. Повествование в ней ведется от первого лица и воспринимается оно как исповедь героя повести Васи Логинова, из которой читатель узнает, как не просто происходит его становление как личности.

Вася Логинов предстает перед читателями сначала учащимся средней школы и помощником отца в кузнице, затем студентом и журналистом, делающим первые шаги самостоятельной жизни. Он терпит крушение своих прежних представлений о жизни, получает удары за свое легкомыслие, жизнь то и дело заставляет его пересматривать свои взгляды и бичевать себя за свои действия и поступки. «И как же я жалок, носясь со своими ничего фактически не стоящими рассказами и статьями, как с писаной торбой!- осуждает себя Вася.- Я же в них даже малюсенькой частички сердца не вкладывал, писал их с холодком даже. И вообще- больше думал над тем, как их напечатать, а не над тем, как написать!»(12,51) журналист и начинающий писатель, он задумывается над смыслом жизни, сущностью творчества, над тем, как важно для писателя знание жизни. Самоанализ своих действий и, наконец, общение с людьми, честно и добросовестно делающими свое дело, помогают Логинову выработать свою жизненную позицию. Настоящее прозрение в его сознании происходит после посещения мастерской художника Картузова, где он увидел, как создается подлинное произведение искусства, и понял, что все до сих пор написанное им мизерно, не стоит внимания и что в творческий процесс надо вложить всего себя, всю свою душу.

Избранная писателем форма повествования позволяет ему глубоко раскрыть психологию героя, его душевное состояние, почувствовать его сомнения и надежды. Внутренний мир героя во всей обнаженности предстает перед читателем, который не сомневается в искренности его признаний. И читатель чувствует и верит происходящему в сознании героя прозрению: «Надо начинать жить совсем сначала, так нельзя, надо жить совершенно по-другому!.. Надо думать о прошлом, настоящем, будущем, надо жить так, чтобы сердца хватало на все, для всех… Это высшая жизнь. И к ней должен стремиться каждый человек. Иначе- зачем жить?..»(12,52)

Работая литсотрудником газеты «Молодой коммунист», В. Захаров по делам редакции часто выезжал в районы республики, встречался с людьми различных профессий. Это давало ему обильный и разнообразный материал для творческих занятий.

Нередко героями рассказов и повестей В. Захарова выступают простые труженики, занятые обыкновенным, совсем не героическим делом. Писателя интересуют и люди с их привычками, с устоявшимися нравственными качествами, незаметно проявляющимися в будничных делах.

Героиня рассказа «Нюринге» тетя Нюра одинокая старая женщина работает вахтером в студенческом общежитии. Ничем её работа, казалось бы, не примечательна для проявления особых качеств человека. Но Захаров убеждает нас, что и на этой скромной работе человек может выявить свой характер и свою личность, если он относится к делу с душой. Показывая действия и поступки тети Нюры, вопроизводя ее мысли и думы, писатель раскрывает душевный мир героини, ее доброту и сердечность, чуткость и заботу о людях. В ее действиях видны и решительность, и тонкое понимание людей. Жизнь тети Нюры показана в двух временных пластах. Глядя на студентов, она вспоминает о своих сыновьях, о погибшем на фронте муже. Так на страницы рассказа входит прошлое героини. У тети Нюры была перспектива снова выйти замуж. За нее сватался детский друг ее мужа Санька Макаров, теперь колхозный бригадир. Но брак этот не состоялся. Почему? Ответ на это дают два эпизода из жизни героини, описанные Захаровым, который, пользуясь приемом художественного контраста, выявил предельно ясно характер и нравственный облик Макарова. С ним у тети Нюры происходит встреча у бурлящей вешними водами речки Кручинки, через которую когда-то в такую же пору помог ей, семнадцатилетней, переправиться Коська. Но Макаров не ищет выхода, как помочь переправиться, а советует пойти в обход, куда и сам направился навстречу ей. Тетя Нюра сравнивает Саню Макарова с Коськой, своим погибшим мужем, и представляет себе действия последнего в аналогичной ситуации: «Он ни за что не пошел бы в обход, думает она,- чего хошь придумал бы, а не пошел- терпенья у него не хватило бы ждать ее столько, когда она вот, рукой подать». После этого вопрос о выходе замуж за Макарова отпал сам собой.

Для творческой манеры В. Захарова характерно стремление сделать полюбившийся сюжет до предела ясным, понятным читателям. Он вновь и вновь возвращается к уже напечатанному рассказу или повести, работает над их языком и стилем, сюжетными ходами, вновь обдумывает поступки и действия героев, иногда прослеживает судьбы последних на протяжении десятилетий, выводя их в других произведениях. Таковы его рассказы «Однокашники» (в ранних редакциях- «Случай с будущим министром», «Суд идет!»), «Тревога» (первая редакция- «Счастье старшины», «Победа» и другие. Иногда эти переработки бывают весьма существенными, связаны не только с включением новых сюжетных уточнений, но и пересмотром нравственного и социального облика героев, как, например, в повести «Меженица» (в первой редакции «Бессонница»).

В рассказе «Однокашники» рисуются два школьных друга через несколько лет после окончания школы. Один из них Виктор Колотозов, работает простым лесником, другой, Илья Ильич Серпиков, занимает какой-то высокий пост, влиятельный начальник. Избрав форму повествования от третьего лица, изображая героев через их действия и раздумия, оценивая их труд и поведение другими действующими лицами, писатель достигает объективизации повествуемого, в котором отчетливо представлены два взгляда на жизнь и труд. Позиция автора почти не заметна, она не выражена открыто и только некоторые художественные детали, рисующие действия героев, позволяют судить о симпатиях и антипатиях к изображенным им персонажам.

Рассказ начинается с того, как страшный сон разбудил Илью Ильича и лишил его покоя. Вспомнив услышанный накануне разговор о леснике Колотозове, он  с «растрепанной душой» уехал в отдаленный лесной кордон к школьному другу. Он надеялся увидеть в нем опустившегося в жизни ординарного лесника. Но нашел его увлеченным любимой работой, бодрым и уверенным в своих новаторских начинаниях. Исповедь Виктора Колотозова перед другом детства о своей жизни, которая состояла из одних «ухабов», не встречает сочувствия Серпикова. В первых вариантах повести после исповеди Виктора Илья Ильич показан сникшим от чувства зависти к нему, «шел походкой человека, идущего на беспощадный допрос», он за что-то судил себя. В последнем варианте он показан раскаявшимся, что решился на эту поездку, но уверенным, властным человеком. Писатель раскрывает причину его расстройства. Он вспомнил свой страшный сон и понял его связь с хлопотами об автокране и кровельном железе для дачи, которую на семейном совете было решено «отделать и обставить лучше, чем у Мировых». И сразу же ему стало скучно на лесном кордоне, и решил он уехать тотчас же. Психологически мотивируя действия героя, писатель подчеркивает, что определяющим фактором его поступков является занимаемое положение или события, затрагивающие его личность. Виктор чутко уловил перемену настроения школьного друга. Он увидел его теперь «перелицовавшимся», «разглядел в глазах и на губах Ильи неприкрытую насмешливость» и почувствовал к нему отвращение, видя его высокомерие в отношении к людям из периферии, к их делам. Духовный облик Ильи Ильича раскрывается писателем не столько через его действия, а сколько через его внутреннюю речь. Из нее читатель узнает о его готовности «вытащить» Виктора из глуши, потому что дело, которое он делает, кажется ему мелким и ничтожным. «Прав этот лесник: когда легка жизнь и широка, то и жить хочется красиво,- думает он про себя о словах Виктора,- и вообще, он во многом прав, хотя мыслит частенько примитивно и переоценивает свои свершения. Но тут ничего не поделаешь, это- болезнь всякой периферии: воображать то, что и они значат много, и заботы их, возможно, даже чуть выше мировых стандартов»(10, 198).

Со своими темами, красками, своим ведением мира вошла в литературу и Валентина Ильина.

Люди и их судьбы, их нравственный мир и жизненная позиция, выбор ими пути и места в жизни составляют пафос повестей и рассказов Валентины Ильиной, вошедших в книги « Берёзовские соловьи» (1984) и «Медовый месяц» ( 1987). Из книг писательницы читатель узнаёт о рано прерванной жизни и надломленной судьбе людей в годы коллективизации («Медовый месяц»), о жизненной позиции людей разных поколений («Берёзовские соловьи»),  о трудных военных годах в тылу («В Тихой Говоруше»), о стремлении молодёжи к лучшей, справедливой жизни и поисках путей к последней («Годовщина»). У писательницы своя манера повествования. В. Ильина стремится найти для этого такую форму, которая позволяет полнее реализовать авторский замысел. Поэтому в её произведениях рассказ о событиях  легко перемежается лирическими  описаниями природы, в сюжете её произведений имеют место вставные эпизоды, авторские размышления о времени и людях, воспоминаниях героев, раскрывающие их  пройденный путь и жизнь деревни в прошедшие годы. Так, в повести « В Тихой Говоруше» наряду с изображением трудностей быта и условий труда жителей современного села, автор через воспоминания персонажей Антипа, Ильи, Молчуна, Татьяны, их высказывания и суждения  о людях, вводя в повествование детали их  биографии, показывает нелёгкую судьбу односельчан, раскрывает сложные взаимоотношения между ними, свойства их характеров и привычек. Избранная форма, то есть ретроспективное изображение, позволяют В.Ильиной нарисовать яркий, запоминающийся образ нашего современника («Годовщина»). Героиня повести Тамара в день годовщины смерти мужа Виктора Иванова «  не успела ни сладкой кутьи наварить, ни напечь поминальных блинов», так и просидела всю ночь в кухне, будто вытягивая из памяти, как « длиннющую нить с клубка», прошедшие годы. Перед нею проходят эпизоды, рисующие чувашского мальчика Виктора в школе, в рабочим коллективе, в семье. Тамара вспоминает яркие страницы в жизни мужа, его столкновения с противниками, участие в судьбе людей. Так возникает образ человека, жаждущего знаний, любящего людей, смело защищающего своё человеческое и национальное  достоинство. Виктор Иванов инициативен, самостоятелен в суждениях, твёрд в убеждениях. Он хочет  улучшить нравы современников, которые любили бы друг друга и научились радоваться. Он добровольно вызывается руководить кружком комсомольской учёбы, в многонациональном коллективе завода ведёт работу по укреплению    дружбы народов, организует кружок по изучению чувашского языка, говорит о помощи русских малым народам. В добрых делах Виктора Иванова отчетливо проявляется го общественная и гражданская позиция, которая не всем оказывается по нутру. В действиях героев  повестей В.Ильиной можно видеть и такое, что не приемлет наша мораль, но стремление писательницы показать человека со всеми его слабостями и добрыми началами подкупает читателя и укрепляет его доверие к изображаемому.

В 1987 году В.Ильина выпустила сборник повестей и рассказов « Медовый месяц», куда вошли произведения, представляющие собой правдивый художественный срез жизни в Поволжье с периода коллективизации до наших дней. Русская писательница стремится видеть человека сложного и судить о его поступках с позиций морали завтрашнего дня, когда инстинкт самозащиты уступит место состраданию не только близким, но и далёким людям, всему живому.                   В повести «Медовый месяц» страница за страницей писательница раскрывает сущность порядочности, добросердечия, сострадания и подлости. Так, когда героиня повести Павлина после раскулачивания родителей остаётся выброшенной на улице, к ней приходят на помощь добрые люди. Её подруга Люба приютила у себя дома, мать Любаши тётка Раиса отнеслась с пониманием, даже стала называть Павлину дочкой. Учительница Марина Матвеевна проявила участие в её судьбе, начала её обучать грамоте, наставляя о пользе образование.

Покинутая возлюбленным Никиткой  и опозоренная им, разуверившаяся в людях, постепенно начинает оттаивать душой. На её пути встречается порядочный, хороший парень, милиционер Павел. Его любовь, чувства возвращают веру в людей Павлине. Она и сама полюбила Павла. Павлин поняла, что не все люди плохие, что больше хороших людей.

Современно контрастен  образу Павла образ Никитки. В своё время го приютили зажиточные родители Павлины, но он отплатил иле предательством. Из-за своих корыстных побуждений Никита предаёт и Павлину, и её семью, много хорошего  сделавших Никите. Он не трудолюбив, мелочен и мелок он и душой.

Особняком в повести стоит образ отца Павлины Егора Тимофеевича. Это цельная натура. Крепкий хозяин, твердо стоящий на ногах, трудолюбивый, глава патриархальной семьи. Своё состояние он нажил собственным трудом. Волей лихого времени, вырванный из мирной, устоявшейся жизни, он вынужден скитаться в лесу, промышлять бандитизмом.

В конце повести писательница подводит к мысли: за неблагодарность и подлость Никитка получил свою долю он погибает.

Центральное место в творчестве В.Ильиной занимает образ женщины. Это и  Павлина из повести «Медовый месяц», и Алёна из «Берёзовских соловьёв, которая, полюбив Бориса, оставила свой родной дом, любимую работу в библиотеке, своих любимых старичков- бабку Аграфену и деда Терентия; уехала, выйдя замуж  за Бориса, в город и терпеливо несла неустроенность первых лет городской жизни в «засыпушке; материальные тяготы, всегда была верной женой, подругой своему Борису, помогала ему в его творческой работе. Это и бабка Аграфена, которая пошла за мужем в ссылку, забыв обиду, которую её муж по необдуманности нанёс ей,  и была своему Тимофею опорой и поддержкой до самой смерти.

Женские образы в рассказах писательницы яркие и запоминающиеся, цельные натуры. Полюбив, они остаются верными своими избранником на всю жизнь, вынося всё тяготы жизни. Например, Павлина из «Медового месяца»: «Всё перетерпит Павлина, всё вынесет , только бы Павел вернулся живой и здоровый»(15,70).Или бабка Груня в «Берёзовских соловьях»: «Разузнала Груня у мужиков, по каким дорогам к баракам лесным добираться, и отправилась на поиски хозяина своего, так нежданного и надолго канувшего» (15,21).

Своими произведениями Валентина Ильина осуждает людское равнодушие, мещанство; осуждает всё негативное в человеческом характере, воспевает прекрасное в человеческой душе. Возможно поэтому её произведения и актуальны на сегодняшний день. 

 

      Валентина Семенова Чаплина родилась 10 декабря 1921 года в Брянске в семье служащего, там же окончила среднюю школу, поступила в лесной институт. Но началась война... и она эвакуировалась в Чебоксары. Здесь окончила курсы стенографии и машинописи, работала в Наркомпросе ЧАССР. В1943 В.Чаплина поступила на агрономическое отделение Чувашского  сельхоз института. После окончания института работала в отделе сельского хозяйства редакции газеты «Советская Чувашия». Училась также в Чувашском педагогическом институте. Литературной деятельностью занимается с 1939 года. Много пишет для детей. С 1962  года она становится членом Союза писателей СССР , регулярно ведет передачи для детей по сценариям написанным ей собой. Она награждена правительственными наградами , десятки замечательных книг изданы ею. Чувашия стала для нее второй любимой Родиной.

       О свое творческом кредо лучше всего заявила, кажется, сама писательница в стихотворении  «Всю жизнь ищу», где выражены истинные чувства :

     Чтоб нежности прибавилось в груди,

     Чтоб любви до крайних дней хватило, но где слова такие мне найти,

     Чтоб там жила и теплота, и сила.

И в «Сердце человеческом» в строках :

    Чем больше из сердца ты отдаешь

    Тепла для других людей,

    Тем ему теплей и теплей.

В.Чаплина хочет сказать, что чем больше поэт живет думает о народе, о его бедах, страданиях и радости, тем у него больше творческих сил.

    Как-то Валентина Семеновна писала, что в ее стихотворениях главное не в словах, а в наполненноности  души. Если душа пуста, тои слов никаких нет.

Главное- самой надо любить людей, надо искренне желать им добра. «Я знаю, - говорит она, - честных людей, добрых, бескорыстных, готовых забыть о себе ради других. Они живут у меня в сердце. И в думах о них , а не о славах, как-то само собой воспевается то , о чем хочется поведать другим людям.

    И поэтому, возможно, в стихотворениях Валентины Чаплиной часто слышится мотив человеческом доме перед другими. Вот стихотворение «Раздумья у реки», в нем говорится о том, что родилась она на Десне- реке, в Чувашию заброшена волною войны, и с тех пор проживает здесь, Чувашия стала для нее второй родиной. Здесь же, обращалась к ней, к ее народу говорит:

      Ответь! Что надо - проси:

      Ты знаешь я должна.

      А так ведется на Руси-

      Долги платить с полна.

Здесь звучат слова благодарности Чувашии за то, что она приютила ее в трудное время, дала работу, возможность писать. И эта благодарность звучит лейтмотивом во всем творчестве. Она воспевает леса, поля, реки, прекрасных людей Чувашии. «Я всегда пишу о том, что чувствую и что чувствовала и, о том, что переживала и переживаю. Во мне живет постоянное ощущение  долга перед людьми, я до сих пор не расплатилась за то добро, которое мне подарили люди. И я обязана сделать это ,- писала как- то поэтесса

     В своих стихотворениях Валентина Семеновна касается всех граней жизни, чувств, переживаний человечества.

     В стихотворении « Счастье» поэтесса отмечает, что счастье, в ее понимании, это не то состояние, которое в сберкассе на книжке, а имеется в виду состояние души человека. Иной раз для счастья нужно очень мало, а иной раз и посущественней чего- то хочется. Себе Валентина Чаплина считает счастливой: « Я- счастливый человек. Потому что , когда выступаю перед зрительями и вижу, как у людей слезы на глазах появляются, или они хохочут- это такое счастье! Я чувствую, что нужна людям, нужна не только самой себе, я нужна кому-то. Вот это большое счастье в жизни». Писательница всем своим творчеством старается воздействовать на человека благотворно. Она уверена, что литература способна своими образами, а поэзия и своими ритмами благотворно воздействовать  на человека, то есть активизировать разум и чувства читателя.

   Чаплина не только замечательный поэт, но и мудрый публицист. Вдобавок к этим качествам, она еще добрый души человек. В своем размышлении-интервью, она говорит: «Я думаю иногда, почему нам кажется, что очень много плохих людей вокруг. Да не потому, что их много, а потому, что они видней, чем хорошие. Положительный человек о себе молчит, он скромней он где то в стороне, и поэтому, катается, что отрицательных больше. Но надо показывать хорошее, что имеем. И это наша задача.

    Не потому ли писательница в последние годы обратилась к публике, чтобы ускорить процесс положительного воздействия на людей. Тема же в пуплицистике, тема вечная - нравствинность, духовность в человеке. Ведь Достоевский Ф. М писал в свое время, что спасать нравственность надо повторением этого слова в пятисотый, в пятисот первый раз.

    В. Чаплина выпустила всего 24 книги. Правда, двадцать четвертая рукопись Валентины Семеновны третий год лежит в местном издательстве. Причина «простая» для нашего времени самая обычная – нет денег, чтобы книгу напечатать.

    Ее книги – это и стихи, и проза, и пуплицистика. Но всех их обьединяет вославление чистой любви, нравственности, духовности, желания воздействовать на людей оптически. Чаплина призывает читателей к чистоте души, к любви и добру друг другу, относиться бережнее к ближним.

     Пронзительнее строки в  стихотворении «память»:

     Когда окончен жизни бег,

     Уходит тихо человек.

     Уже недвижными стопами

     Его не сыщешь среди нас

     И в этот свой прощальный час

     Он оставляет людям память...

  Призывают читателя уважать

человеческое в человеке пока он среди нас, пока не ушел в мир иной.

    Вот как рассуждает она об отношениях молодежи : «Сейчас у молодежи любовь начинается с конца, не у всех, но у многих. То, что сейчас должно быть венцом любви, начинается с ее кульминации, а потом- пустота. Учеловека ведь есть сердце:

    Я так хочу к тебе, мой друг

    Я каждый миг к тебе лечу

    Я не ищу пожатья рук.

    Мне лишь- ладонью по плечу.

    Не говори истертых слов,

    Пойму и так. В любой дали

    Лишь к сердцу веточку стихов

    Мне тонкой рифмой приколи, пишет она о таинстве любви.

    Валентина Чаплина близка и дорога нам не только своей поэзией, но и своей мудрой прозой. Одним из последних сборников рассказов, лирических репортажей, статей является сборник «Оглянитесь вокруг, пожалуйста». Эта книга об ответственности за свои слова и поступки, о заботливом отношении людей друг к другу, о любви, доброте и о том, что уродует нашу жизнь, что может сделать ее тусклой и бессмысленной- об эгоизме, фетишизме, жестокости.

     Есть детский мультфильм про паровозик из Ромашково. Этот паровозик часто приходил на станцию с опозданием, потому что в пути ему встречалось так много красивого, что он не мог проехать мимо, не остановившись. «Если не увидишь первых ландышей, то опоздаешь на целую весну»,- так считал он. У сборника рассказов и лирических репортажей Валентины Семеновы такая же мысль. НЕ умеющих радоваться окружаюжему миру, видеть его,  быть добрым к нему, а также к людям, может опаздвывать на целую весну, а может быть и на целую жизнь.

     Впрочем, эта идея походила и в других произведениях и книгах, возвышая человеческое в человеке. Десять рассказов в этой книге, десять маленьких историй о людях добрых, благородных, о натурах тонких, а потому и легко ранимых. Хотя, как правило, рассказы Чаплиной со счастливым концом. Они грустны, а некоторые способны вызвать душевное беспокойство. Автор, к примеру, исследует состояние ребенка, которому на день рождения отец обещал черепаху, но слова не сдержал. Сначала радость ожидания, от которой все вдруг делается светлым и добрым, потом-горькая обида, потрясение. И вдруг почти чудо, во что девочке уже не хочется верить «оказывается устроили его соседи»- черепаха в доме.

     А вот другая история- «Четыре банана»- о старой женщине. Очередь за бананами своей недружюбностью к ней, попытавшейся воспользоваться правом инвалида войны, вызвала у женщины сердечную боль, перед которой и корвалол бессилен. Пули летят не только в войну, а и в мирное время, обрядившись в одежду бессердечия.

      Другой рассказ «А пули летят». Герои его, уже немолодые, семейные люди полюбили друг друга. Короткие встречи на лесной поляне, разговор, движение друг к другу. Во всем есть присутствие какой- то первозданности, что совершенно не допускает читательской ухмылки, заглядыванний в замочную скважину. Для Чаплиной важен психологизм, движение души. Она не фальшивит. Причем часто рассказывается о человеке, когда он наедине с болезнью, когда чувства обостряются и возникает особый интерес к жизни. Воспевая доброту и чистоту человеческих отношений, писательница подводит их к ею желаемой, идеальной модели и подталкивает действие в ею желаемом направлении. Раздел лирических репортажей сборника особенно близко той категории читателей, которые до седин сохраняют свежесть восприятия, выплескивают свои восторги с каждой былинки без смущенной оглядки- не засмеют ли не сочтут ли за ребячество. В лирических репортажах созерцательность соседствует с интересными размышлениями о природе и человеке. После строк о родной природе, после бури чувств, восклицаний рассыпавшихся по страницах лирических дневников записей следует раздел «Статьи»- «Средие солдата». Это впечатление писательницы от посещения Волгограда, Калинина. Переданы они в содержательной манере, в ключе реквиема. Здесь В.Чаплина немного другая, но по- прежнему искренняя, как и в деликатном к нам обращении: оглянитесь вокруг пожайлуста!

     Много писала Валентина Семеновна и для детей- от малышей до подростков. Ее книги несут воспитательную миссию, учат детей быть терпимее друг к другу, уважать старших, воспитывают беречь природу и любить ее. Например, в книге «Вы согласны или нет?», которая предназначена для самых маленьких, писательница общается через книгу ненавязчиво, не путаем дидактики, а как бы ведет диалог. Это удивительно умная и добрая книга.

     Представляется картина, будто на каленях В. Чаплиной сидит малый, а она ласково с ним разговаривает. Вот, что пишет Валентина Семеновна, обращаясь к детям: «Погодите по весеннему лесу, поглядите во все глаза, присмотритесь, прислушайтесь. Не пожалеете.

      У твоей обутой пятки

      Разлохматились хохлатки,

      Цветом- майская сирень.

      Осторожно! Не задень! ...

      Кто-то плачет. Слышите? Да так горько.

           Белая черемуха

           Мечется в испуге,

           Белая черемуха

           Заломила руки.

                      Век была красивою,

                      А теперь калека.

                      И дрожат осиною,

                      Видя человека.

           Не морозы лютые,

          Не лихие ветры,

          Это злые люди ей

          Обломали ветви...

          Что уж и черемухи нельзя из леса принести, скажите вы. Можно, но только букет, а не веник- охапку.

          Разве может из ребенка вырасти нечуткий, черствый человек, если ему с детства читают такие проникновнные строки?

          Еще одна книга, посвещнная детям – «Голубая ниточка на карте». В этой книге рассказывается о подростках, их взаимоотношениях со взрослыми и между собой. Эта книга полезна для родителей и педагогов.

          Героиню рассказа «Цветочки- василечки» сверстники воспринимали неодекватно, считали ее стороной:- «Она ненормальная! Точно! – пршептал  Сега

             Мишка ничего не сказал. Он молчал и внимательно смотрел на девчонку в соседнем огороде.   

              А девчонка ходила между грядками и громко разговаривала. Но кроме нее там никого не было...

              -Здравствуй, репейница!- обрадовалась девчонка. – Знаю, вы стаями в Индию летаете... Счастливого пути вам, цветы перелетные, - и помахала бабочке рукой.

       А девочка просто очень любила природу и воспринимала ее как живую, заботилась о ней. Впоследствии мальчики понимают ее, и сами становятся ее единомышленниками.

        Произведение В. Чаплиной, написанные для детей и подростков имеют огромное воспитательное значение. Будь то «Бабушкины каникулы» или «Голубая ниточка на карте» и т.д. Они мудры, ненавязчивы, не дидактичны.

        Весной 2002 года перестало биться благодарное сердце В. Чаплиной, но добрые книги, созданные ею, продолжают радовать читателей.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика