Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии
Ошибочно думать, что много знания есть достоинство.
Важно не количество, а качество знания.
(Л. Толстой)
Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, усилия направляются на формирование функциональной грамотности обучения и развития личностно значимых качеств школьников. Знания выступают как средство развития личности.
Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако, в настоящее время, дети даже любознательные не очень хотят учиться. Почему это происходит?
Одна из главных причин этого – недостаток внутренней мотивации обучения у школьников. Существует и ряд других причин:
- Состояние здоровья обучающихся, нарушение психических функций, из-за которых учащимся невозможно овладеть учебным материалом или сделать очень трудно.
- Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности, отсутствие специальных умений и навыков, а также силы воли.
- Большой объем и сложность учебного материала для усвоения.
- Отвлекающие факторы повседневной детской жизни (игра на компьютере, общение с друзьями том числе в социальных сетях).
Для установления уровня мотивации существуют специальные методики, обычно диагностику проводит школьный психолог. Для выявления учеников с низкой мотивацией следует использовать наблюдение.
Тщательно продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, запоминать, применять изученный материал. Для этого используется на уроках:
- Логическое построение учителем материала.
- Яркое, контрастное изложение, чередование видов деятельности согласно здоровьесберегающим технологиям.
- «Интегрированные задачи», включающие комплекс информации межпредметного характера, для решения которых требуется привлечение знаний из различных областей.
- Занимательная информация межпредметного характера.
- Проблемные вопросы или любые способы проблемного обучения.
- Тесты с заданиями различного уровня сложности.
- Организация исследовательской деятельности.
Проектная деятельность открывает большие возможности для приобретения личного и профессионального опыта, позволяет выработать у учащихся стремление и умение самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения, дает возможность приобрести коммуникативные навыки. Что касается биологии, то ребята постоянно участвуют в научно-практических конференциях, активно участвуют во всероссийских проектах по биологии, например, в прошлом учебном году, в мае: «Зеленое будущее планеты» - Раковы Анастасия и Кристина, они же были призерами Всероссийских экологических конкурсов, «Волонтеры могут все: сдаем мусор на переработку» - Иванова Кира, «Влияние человека на уменьшение водных ресурсов» - Николаева Валерия и Федорова Ксения. В этом годуребята 9Б класса поучаствовали в новом онлайн-проекте «Зеленая школа», за что наше образовательное учреждение получило благодарность. Данный проект входит в крупную просветительскую кампанию, которую Российский экологический оператор (РЭО) реализует в настоящее время, поучаствовали во всероссийской образовательной акции с международным участием – Экологический диктант «ЭкоТолк». В рамках информационного сопровождения национального проекта «Экология», образовательная онлайн-платформа Учи.ру реализовывала просветительскую инициативу Всероссийскую онлайн-олимпиаду по экологии. Ученицы нашей школы Юхтарова Мария, Мысова Ольга и Николаева Антонина получили дипломы победителя. Юхтарова Мария, Адюкова Дарья участвовали в «Арктическом диктанте», где тоже получили призовые места. В России проходил II Всероссийский Диктант по общественному здоровью на онлайн платформе publichealth.ru. Обучающиеся 9 класса нашей школы Захаров И. и Юхтарова М. проверили свои знания о здоровье и способах его сохранения и получили отличный результат – диплом I степени.
Таким образом, проектная деятельность, конечно же не может стать альтернативой классно-урочной системе, но метод проектов как один из методов обучения, дает положительные результаты:
- повышения мотивации учащихся к изучению предмета.
- учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.
- для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.
Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей.
Отношение школьников к учению зависит так же и от условий, в которых происходит учебная деятельность:
- теплая атмосфера взаимоотношений в школе со стороны учителей, администрации, технического персонала;
- профилактика переутомления, снятие психологического напряжения во время динамических пауз на уроке, кратковременный отдых от умственных занятий;
- юмористические отступления;
- уважение личности учащегося, доверие к нему;
Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету.
Многие биологические процессы отличаются сложностью и некоторые ребята без картинки не способны понять процесс, изучить явление.
Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов.
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.