МБОУ "СОШ №39" г. Чебоксары

Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт https://school39.edu21.cap.ru/

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии (Ахмерова Н.М.)

Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии

Ошибочно думать, что много знания есть достоинство.
Важно не количество, а качество знания.

(Л. Толстой)

Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, усилия направляются на формирование функциональной грамотности обучения и развития личностно значимых качеств школьников. Знания выступают как средство развития личности.

Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако, в настоящее время, дети даже любознательные не очень хотят учиться. Почему это происходит?

Одна из главных причин этого – недостаток внутренней мотивации обучения у школьников. Существует и ряд других причин:

  1. Состояние здоровья обучающихся, нарушение психических функций, из-за которых учащимся невозможно овладеть учебным материалом или сделать очень трудно.
  2. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности, отсутствие специальных умений и навыков, а также силы воли.
  3. Большой объем и сложность учебного материала для усвоения.
  4. Отвлекающие факторы повседневной детской жизни (игра на компьютере, общение с друзьями том числе в социальных сетях).

Для установления уровня мотивации существуют специальные методики, обычно диагностику проводит школьный психолог. Для выявления учеников с низкой мотивацией следует использовать наблюдение.

Тщательно продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, запоминать, применять изученный материал. Для этого используется на уроках:

  1. Логическое построение учителем материала.
  2. Яркое, контрастное изложение, чередование видов деятельности согласно здоровьесберегающим технологиям.
  3. «Интегрированные задачи», включающие комплекс информации межпредметного характера, для решения которых требуется привлечение знаний из различных областей.
  4. Занимательная информация межпредметного характера.
  5. Проблемные вопросы или любые способы проблемного обучения.
  6. Тесты с заданиями различного уровня сложности.
  7. Организация исследовательской деятельности.

Проектная деятельность открывает большие возможности для приобретения личного и профессионального опыта, позволяет выработать у учащихся стремление и умение самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения, дает возможность приобрести коммуникативные навыки. Что касается биологии, то ребята постоянно участвуют в научно-практических конференциях, активно участвуют во всероссийских проектах по биологии, например, в прошлом учебном году, в мае: «Зеленое будущее планеты» - Раковы Анастасия и Кристина, они же были призерами Всероссийских экологических конкурсов, «Волонтеры могут все: сдаем мусор на переработку» - Иванова Кира, «Влияние человека на уменьшение водных ресурсов» - Николаева Валерия и Федорова Ксения. В этом годуребята 9Б класса поучаствовали в новом онлайн-проекте «Зеленая школа», за что наше образовательное учреждение получило благодарность. Данный проект входит в крупную просветительскую кампанию, которую Российский экологический оператор (РЭО) реализует в настоящее время, поучаствовали во всероссийской образовательной акции с международным участием – Экологический диктант «ЭкоТолк». В рамках информационного сопровождения национального проекта «Экология», образовательная онлайн-платформа Учи.ру реализовывала просветительскую инициативу Всероссийскую онлайн-олимпиаду по экологии. Ученицы нашей школы Юхтарова Мария, Мысова Ольга и Николаева Антонина получили дипломы победителя. Юхтарова Мария, Адюкова Дарья участвовали в «Арктическом диктанте», где тоже получили призовые места. В России проходил II Всероссийский Диктант по общественному здоровью на онлайн платформе publichealth.ru. Обучающиеся 9 класса нашей школы Захаров И. и Юхтарова М. проверили свои знания о здоровье и способах его сохранения и получили отличный результат – диплом I степени.

Таким образом, проектная деятельность, конечно же не может стать альтернативой классно-урочной системе, но метод проектов как один из методов обучения, дает положительные результаты:

  • повышения мотивации учащихся к изучению предмета.
  • учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.
  • для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей.

Отношение школьников к учению зависит так же и от условий, в которых происходит учебная деятельность:

  • теплая атмосфера взаимоотношений в школе со стороны учителей, администрации, технического персонала;
  • профилактика переутомления, снятие психологического напряжения во время динамических пауз на уроке, кратковременный отдых от умственных занятий;
  • юмористические отступления;
  • уважение личности учащегося, доверие к нему;

Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету.

Многие биологические процессы отличаются сложностью и некоторые ребята без картинки не способны понять процесс, изучить явление.
Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов.

Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать   работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика