Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок», «Чĕвĕлти чĕкеç») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам:
- для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает;
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
1) наблюдения в ходе уроков;
2) организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
3) оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2. Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
1) реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
2) уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3. Планируем работу.
1) при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
2) оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
3) предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
4) основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4. Расширяем кругозор: читаем книги, журналы, работаем в Интернете, общаемся дистанционно , участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Работаем руками.
Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
6. И не останавливаемся.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
а) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
б) имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
в) испытывают радость от умственного труда
г) для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам
- Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности (май).
Карта одаренности на каждого ребенка.( педагог-психолог - начало сентября)
- Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам (учителя-предметники, зам.директора по УВР- август).
- Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми(сентябрь)
Приказ об утверждении курсов по выбору и факультативов
Положение о стимулирующих надбавках педагогов
Положение об индивидуальных образовательных программах одаренных учащихся
Положение о проведении школьных олимпиад
- Утверждение расписания курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся, на учебный год (сентябрь)
- Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам (сентябрь)
- Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д. в течение года согласно плану работы ОУ
(Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники. Участие детей в данных мероприятиях – 90-100%).
- Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 г.
согласно плану работы ОУ (Заместитель директора по УВР, учителя-предметники. Участие детей в мероприятии – не менее 9%).
- Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах (http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др.)
- Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет в течение года.
- Развитие логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm, интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html). В течение года.
- Подписка на периодический журнал «Юный эрудит»
- Работа с педагогическими кадрами. Семинары по теме: «Особенности обучения одаренных детей». В течение года.
- Работа с родителями. Проведение лекториев для родителей по темам: «Сложности психического развития одаренных детей», «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения». По плану ОУ.
- Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня. В конце года.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.