МБОУ "СОШ №39" г. Чебоксары

Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт https://school39.edu21.cap.ru/

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Методика подготовки учащихся к олимпиадам

    Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

    Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

    Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

    Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

    В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

    Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

    - дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;

    - создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

    - привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;

некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок», «Чĕвĕлти чĕкеç») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;

    - по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;

    - каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

 

    Система подготовки участников олимпиад:

    - базовая школьная подготовка по предмету;

    - подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

    - самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

    - целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

  

     Подготовка школьников к олимпиадам:

       - для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает;

    - подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года;

    - курсы по выбору  целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

    - индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от практики до творчества;

    - использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы по предмету);

    - уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

    - использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

 

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

    1) наблюдения в ходе уроков;

    2) организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

    3) оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

 

2. Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

    1) реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;

    2) уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

 

3. Планируем работу.

    1) при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;

    2) оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);

    3) предусматриваем возможность отдыха, релаксации;

    4) основной  формой работы на занятиях -  различные формы индивидуальной и парной работы.

 

4. Расширяем кругозор: читаем книги, журналы, работаем в Интернете, общаемся дистанционно , участвуем в интенсивных школах и т.д.

 

5. Работаем руками.

Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами,  приборами и т. д.

 

6. И не останавливаемся.

    К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

    а) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности

    б) имеют доминирующую,  активную, ненасыщаемую познавательную потребность

    в) испытывают радость от умственного труда

    г) для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления

 

План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам

 

  1. Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности            (май).

      Карта одаренности на каждого ребенка.( педагог-психолог - начало сентября)

  1. Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам (учителя-предметники, зам.директора по УВР- август).   
  2. Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми(сентябрь)

            Приказ об утверждении курсов по выбору и факультативов

            Положение о стимулирующих надбавках педагогов

            Положение об индивидуальных образовательных программах одаренных учащихся

            Положение о проведении школьных олимпиад

  1. Утверждение расписания курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся, на  учебный год  (сентябрь)
  2. Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам (сентябрь)     
  3. Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д. в течение года согласно плану работы ОУ           

(Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники. Участие детей в данных мероприятиях – 90-100%).

  1. Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 г.

           согласно плану работы ОУ (Заместитель директора по УВР, учителя-предметники. Участие детей  в мероприятии – не менее 9%).

  1. Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах (http://www.farosta.ru/    дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/  мир конкурсов от Уникум и др.)
  2. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет в течение года. 
  3. Развитие  логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm, интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html). В течение года.
  4. Подписка на периодический журнал «Юный эрудит» 
  5. Работа с педагогическими кадрами. Семинары по теме: «Особенности обучения одаренных детей». В течение года.
  6. Работа с родителями. Проведение лекториев для родителей по темам: «Сложности психического развития  одаренных детей», «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения». По плану ОУ.  
  7. Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня.            В конце года.

 

    Условия успешной работы с одаренными учащимися:

    - Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

    - Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.

    - Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

    - Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика